Хануман, в переводе с санскрита «разбитая челюсть» — вождь обезьян, сын бога ветра Ваю и полубожественной женщины по имени Анджана.
Хануман известен своими героическими деяниями в качестве помощника и преданного Рамы, подвиги его описаны в эпосе Рамаяна. Один из главных героев «Рамаяны», друг Рамы и Ситы. Он изображается в виде сильной обезьяны с человеческими руками и ногами. В руке он держит индийскую палицу.
Хануман символизирует неимоверную энергию, он способен принимать форму любого предмета, живого существа. Он владеет способностью левитировать, разгонять облака, передвигать тяжелые объекты. Индусы преклоняются и почитают данное божество за владение им магией и умением побеждать темные силы, превосходящие в численности.
Хануман почитается как символ физической силы, стойкости и преданности. Хануману поклоняются те, кому нужна физическая сила — воины, борцы, а также те, кто желает получить такую же преданность Богу, какую имел Хануман.
По всей Индии имеется множество храмов, посвященных Хануману, но и в любом другом индуистском храме обязательно есть алтарь или изображение Ханумана — Бога силы.
Хануман в Рамаяне
В древнем индийском эпосе Рамаяна, Хануман выступает хорошим другом бога Рамы. Самым известным подвигом Ханумана, является битва армии обезьян (ванаров), под его началом, со злыми силами в лице могущественного демона Раваны, похитившего жену бога Рамы. Хануман, в писании, сумел не только спасти жену Рамы, но и полностью разрушить город Раваны.
После этой славной победы, Хануман стал верным и самым приближенным к господу Раме слугой. Бог обезьян — множество историй о нем, говорят о владении Ханумана безграничной мудростью, способностью вдохновлять, одолевать любые препятствия.
В Рамаяне, Хануман способен свернуть горы, перелететь через океан, убить людоеда, пребывать в поиске абсолютного мира. Величие бога обезьян характеризуется его безмерным дружелюбием и общей лояльностью, которые сделали его одним из первых «любимцев» во всей Индии.
Характер и сила Ханумана говорят о безграничном потенциале, который заложен в каждом из нас.
Поклонение Богу обезьян
Многие люди соблюдают пост в честь Ханумана во вторник и субботу. Распространенной практикой для индусов, при наступление трудностей, является повторение имени бога обезьян, распевание гимна Chalisa, провозглашение «bajrang bali ki jay», что в переводе означает «победа благодаря твоему удару молнией».
Раз в год, в день полнолуния в апреле, во время восхода солнца, празднуется день рождения Ханумана. Оно проходит в сопровождении публичных чтений при использовании в торжестве множества экзотических фруктов. Храмы, возведенные в честь Ханумана, являются одними из наиболее посещаемых святынь в Индии.
Сибирь — земля Ханумана
Более двадцати пяти тысяч лет назад, между наследным принцем Рамой — из царства Айодхьи и демоном Раваной с острова Ланки разгорелась война, из-за похищения Раваной жены Рамы — Ситы. Так как в то время, Рама находился в изгнании в лесу, его армией стали обезьяны. Предводителем этой армии стал Хануман, считавшийся сыном бога ветра и обладавший незаурядной мистической силой, а так же он являлся воплощением Рудры и соответственно обладал всесокрушающей силой.
Случилось так, что во время войны брат Рамы – Лакшман был смертельно ранен. В поисках целебной травы, дабы спасти жизнь Лакшману, Хануман увеличил себя в размере и перенесся по небу к холму, на котором росло множество целебных трав, не зная какое количество нужно травы, Хануман вырвал холм из земли и весь доставил к границам их лагеря. По окончанию войны, в память об этом подвиге, Рама подарил Хануману Сибирь.
Эти легенды о великом герое древнего эпоса «Рамаяны» — Ханумане. По мнению некоторых из учителей Индии, Сибирь связана с именем легендарного героя Ханумана. После своей победы над Раваной, царь Рама подарил Хануману Сибирь, где в те времена находился прекрасный город с множеством храмов. После чего Хануман пребывал там, а в более поздние времена в его честь был возведен храм. Считается, что древний храм Ханумана находился в районе озера «Шайтан». Благодаря священнодействиям храма, территория пяти соединенных между собой сибирских озер и по сей день является некой «аномальной» зоной, а вода в озерах обладает целительной силой.
Хануман основал в Сибири свое царство и долго еще правил там. В последствии же проживавшие в тех местах арийские народы воздвигли несколько храмов посвященных Хануману, где поклонялись ему, как воплощению Рудры, как покровителю и защитнику этой местности. С наступлением ледникового периода, арии мигрировали на юг на полуостров Индостан, оставив под действием магической защиты свое место проживания. Арийцы считали, что по окончанию одного из циклов эпохи — Кали, произойдет возрождение их расы и начнется оно там, где когда-то правил великий Хануман – земное воплощение Рудры.
По предсказаниям многих провидцев об окончании цикла (начало окончания приходится на 2012 год) сопровождающегося многими природными катаклизмами, не затронутыми окажутся районы: Окунево, Аркаим и городок Седона в Аризоне.
Непальские шаманы о Ханумане
Древний непальский трактат гласит: «Хануман обладающий мистической силой – могущественный, первый шаман…».
Поклоняются Хануману и считают его своим великим предком и непальские шаманы: «Хануман наш пра-пра-дедушка. Он изначальная энергия, из которой произошли люди. Он форма Господа Шивы, поэтому он олицетворяет созидательные силы природы. Когда мы входим в транс, мы просим благословения у Хануман Дэва, т.к. он наш прародитель. Иногда мы нуждаемся в его помощи непосредственно во время камлания, к примеру, в тех случаях, когда нам нужно иметь дело с чрезвычайно сильным противником в лице какого-нибудь духа, или другого шамана, кто «играет в игры» с нами. Мы можем победить такого противника только в том случае, когда мы обретаем силу и умения от нашего предка Ханумана. Хануман может быть призван специальными подношениями, это еда, которую обожают обезьяны: бананы, папайя, картошка, тыква, огурцы и т.п.»
В одном из древних непальских трактатов говорится: «Хануман – первый и самый могущественный шаман. Он получил свою мощь от Шивы, поскольку он сам проявление Махадэва. Он являет собой наши корни. Только хороший шаман, который может управлять многими силами, в состоянии призвать Ханумана. Тот, кто делает это, но слаб, будет подавлен его силой».
Ваю и Анджана — родители Ханумана
Мать Ханумана находившаяся под действием проклятия, обратившего её в ванару, носила имя Анджана и была женой Кешари, могущественного воина из расы ванара. Однажды, когда она гуляла в горах, её увидел пролетавший мимо бог ветра Ваю и был сражён её красотой. Так на свет появился Хануман и отсюда его второе имя Марути (сын ветра).
Хануман унаследовал от своего отца способности к полёту, быстрому перемещению, а также невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и метнул в Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Ваю вместе с сыном удалились в добровольное заточение. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться и Индра, чтобы умиротворить Ваю, исцелил Ханумана. После этого случая Хануман и обрёл свое имя.
Мифы о могуществе Ханумана
Узнав, что бог солнца Сурья — известный учитель, Хануман увеличился в размерах, чтобы достичь небесного пути Сурьи и попросил того взять его в ученики. Сурья отказал, сказав, что должен освещать мир и не может покидать свою колесницу. Тогда Хануман ещё увеличился в размерах, поставил одну ногу на западную границу мира, а другую на восточную, что позволило ему все время быть рядом с колесницей, и ещё раз обратился к Сурье с просьбой об ученичестве. Удивлённый бог солнца согласился и передал Хануману свои знания.
Хануман рос большим озорником и частенько подшучивал над отшельниками в горах, утаскивая у них вещи и предметы культа. Раздражённые мудрецы наложили на него проклятие — он забывал о своих сверхспособностях и вспоминал только тогда, когда другие ему напоминали.
Находясь в изгнании, Рама обратился к ванара за помощью в поисках Ситы, похищенной повелителем ракшасов Раваной. Когда группа, отправленная на поиски, достигла южного океанского побережья, все ванара, увидев бескрайний океан, отказались идти дальше, сославшись на неумение прыгать через воду. Хануман был опечален, но когда остальные начали восхвалять его силу, вспомнил о своих сверхспособностях, увеличился в размерах, перепрыгнул океан и попал на Ланку, где и обнаружил Ситу.
После встречи с Ситой, Хануман начал разрушать здания на острове, и Мегханада по прозвищу Индраджит, сын Раваны, собрался поймать Ханумана, угрожая тому «Стрелой Брахмы» (Брахмастра), особым видом магического оружия — метательным копьём Брахмы. Несмотря на то, что Брахма даровал Хануману неуязвимость от своих стрел, он дал себя пленить, надеясь подобраться поближе к Раване и узнать побольше о силах, которыми тот располагал.
В наказание Равана приказал поджечь Хануману хвост. Когда палачи попытались обернуть хвост горючей материей чтобы поджечь, Хануман начал его удлинять, приведя тем самым палачей в замешательство. Затем он всё-таки позволил им поджечь свой хвост, сбежал и, прежде чем вернуться к Раме, устроил большой пожар на острове.
Однажды во время войны Махиравана (единственный оставшийся сын Раваны) пленил Раму и его брата Лакшману и заточил их в своём дворце в Патале (подземном мире). Хануман отправился на поиски и, найдя их, обнаружил, что чтобы убить Махиравану надо задуть разом пять ламп. Хануман принял облик пятиликого Панчамукхи, с лицами Варахи, Нарасимхи, Гаруды, Хаягривы и своим собственным. Задув лампы, он убил Махиравану и освободил Раму и Лакшману.
После войны, процарствовав несколько лет, Рама решил покинуть земной мир и удалиться на небеса. Многие из его окружения решили последовать за ним, даже некоторые ванара, в частности Сугрива. Однако Хануман не захотел покидать землю и испросил позволения оставаться на земле, пока люди чтят имя Рамы. Сита одобрила это решение и распорядилась установить изображения Ханумана в различных общественных местах, чтобы он мог слышать восхваления в адрес Рамы. Так Хануман стал одним из семи индуистских бессмертных.
Хануман участвует и в событиях Махабхараты. Один из братьев пандавов, Бхима, пребывая в изгнании встречает в лесу Ханумана и не может даже приподнять хвост, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что он его брат и возвещает ему учение о четырёх югах и об обязанностях четырёх варн.
Также Рама даровал Хануману долгую жизнь, молодость и здоровье.
Хануман — олицетворение подчиненного ума
В индуистской символике, обезьяна олицетворяет человеческий ум, который постоянно находится в беспокойстве. Наш ум это именно то, над чем мы должны добиться полного контроля, ум — это обезьяна. Мы не можем контролировать мир вокруг нас, но мы можем контролировать наш ум, держать его в строгой дисциплине. Мы не можем выбрать нашу жизнь, но мы можем выбрать путь в ней, мы можем выбирать наши реакции на любые происходящие события в нашей жизни.
Хануман, когда он был ребенком, сильно привлекло Солнце, он бросился к нему, приняв его за прекрасный фрукт, однако на своем пути он отвлекся на планету Раху и изменил свой путь. Так Хануман это темперамент человеческого ума, который постоянно находится в возбудимом и беспокойном состоянии. И только благодаря его вовлечению на путь чистой бхакти (преданности) он может быть осведомлен о своей глубокой и тихой природе.
В соответствии с индуистской точкой зрения: «Нет объективного мира» и «Весь проявленный мир является субъективным феноменом, созданным нашим собственным «я». Мы, как люди обладаем уникальной способностью созидания нашего ума. Другими словами, мы в силах изменить, то, как мы воспринимаем жизнь. Изменяя наши представления о жизни, у нас появляется сила изменять наш мир. Когда Хануман входит в жизнь Рамы, он меняет Его мир. Он преобразует кризис (потеря Ситы) в возможность (избавить мир от Раваны), он превращает жертву в героя. Таким образом, нашему уму так же необходимо напоминать о его необъятном потенциале, и о том, что он может достичь феноменальных высот при условии, что поверит в собственные силы.
Хануман является символом совершенного ума, воплощающем в себе высокий потенциал возможностей.
Хануман — Властелин 8 сиддх
Хануман всегда вызывается в любой борьбе с черной магией и амулеты и талисманы с его изображением чрезвычайно действенны.
Ханумана можно назвать любимцем Богини Матери. Тантра представляет оккультную сторону индуизма. С помощью песнопения мантр и янтр, тантрики устанавливают канал космической силы — Мироздания на Земле для блага всего человечества. Хануман считается наиболее совершенным среди добившихся восьми мистических сил: Анима (способность уменьшать свой размер), Махима (возможность увеличиваться в размерах), Лагхима (становится невесомым), Гарима (по желанию увеличивать свой вес), Прапти (возможность перемещаться в любую точку пространства), Паракамья (сила воли), Вастива (власть над любыми существами), Иситва (возможность создавать и уничтожать наравне с богами).
Хануман получил благословения от многих богов и дэв:
Брахма: Желаю тебе жить так долго, сколько существует Брахма.
Махавишну: Ты можешь жить всю жизнь как величайший преданный Богу.
Индра: никакое оружие любого рода не сможет ранить или поразить твое тело.
Агни: Огонь никогда не причинит тебе вреда.
Кала: Даже смерть не будет судьей тебе.
Все Дэвы: Не будет никого равного тебе по силе и скорости. Брахма благословил Ханумана снова дав ему больше физической силы, чем Гаруде и Вайю благословил его, чтобы он имел более высокую скорость, чем та которой обладает он сам.
(Вальмики Рамаяна, Балаканда, Песнь 15; Уттарарамаяна; Камбарарамаяна, Пурваканда; Адбхутарамаяна).
Праздник «Хануман-джаянти»
Хануман–джаянти празднуется в день полнолуния индуистского месяца чайтра. Считается, что любимый индусами бог Хануман, известный также как Анджанея и бог ванары, родился именно в этот день. День рождения Ханумана празднуется в течение всего года, но Хануман-джаянти в полнолуние месяца чайтра – наиболее популярен в северных штатах Индии.
_______
На нашем сайте есть возможность получить посвящение в космические энергии разных сил и божеств. Список настроек к ним находится на странице: «Космические частоты (инициации)». Передача энергий происходит по технологии «Универсальной космоэнергетики».