Ушас («утренний свет»), в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице.
Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками, открывает небесные врата, наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей (в частности, сыновей), жизнь, славу, дает убежище и защиту.
Ушас производит на свет солнце, готовит ему путь, приводит его, появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи, сменяя ее. Ушас прокладывает путь и людям, она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама Ушас живет в твердыне на горе. Она — дочь неба, но в то же время рождена Сурьей, и она его жена. Вместе с тем Ушас — мать близнецов Ашвинов, богов, коров и даже мать сложения гимнов, она — сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца.
Прекрасная богиня Зари – Ушас является средством пробуждения, возрастания других богов в сознании садху.
Божественная Ушас – это вспышка духа, проявление божественного Света, который срывает покров за покровом с тонких тел и раскрывает в человеке лучезарную божественность.
Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд. Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица.
Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре, она тождественна древнегреческой Эос и римской Авроре. Ушас сравнивали с ипостасями женских божеств Великой матери в текстах и в изобразительном искусстве, в частности, в Индии времён Мохенджо-Даро. Ее образ восходит к индоевропейскому представлению о заре.
Значение божества Ушас в Лайе-йоге
«…Заря есть внутреннее озарение, которое приносит человеку всю многообразную полноту его широчайшего существа, силу, сознание, радость. Ушас блистает своими сияниями, с ней приходят все возможные силы и энергии. Ушас дает человеку полноту жизненной силы для того, чтобы он мог наслаждаться бесконечным восторгом более широкого существования.» Ауробиндо «Тайна Веды»
В терминах Веданты Ушас – это праджняна и виджняна. Это та самая светоносная ясность, неконцептуальная ясность о которой так любят рассуждать лайя-йоги, которая вопринимает обьекты в единстве с их источником, которая видит все объекты как часть себя, проникая в них.
Другие боги приходят именно благодаря Ушас. Без Ушас другие боги, такие как Митра, Варуна, Сурья Савитар, Бхага Савитар, Сома, Агни, не могут прийти. Они все как бы зависят от нее. Поэтому все такие моменты духовного озарения очень ценны для йогина, и он выращивает, как драгоценную жемчужину.
«Субстанция Ушас исполнена обилия. Эта заря движется неизменно в соответствии с законом божественного действия. Великое множество мыслей несет она в своем движении, ее поступь уверенна, в ее руках все желанное, все наивысшие блага, благо Ананды, благодать божественного существования. Она древняя и извечная, заря света, существующая изначально.
Но в своем восхождении она вечно юная и новая для души, принимающей ее. Она должна широко воссиять, ведь она – заря божественная, подобна свету бессмертного существования, пробуждающего в человеке силы или голоса истины и радости. Кони, везущие зарю, образ витальных сил, которые поддерживают и продвигают все наши действия, должны быть ведомы в совершенстве. Они ярко-золотого света, их природе присущ динамизм идеального знания в его насыщенной озаренности. Божественная заря, таким образом, приходит в душу человека со светом своего знания». (Свами Вишнудевананда Гири)
Ушас своими лучами творит Сваргу – верхние астральные Небеса. Сварга Лока – это Небеса Тридцати Трех богов, где властвует Индра. Это место, где божества испытывают возврат своей заслуги и хорошей кармы. Это так, потому что вспышки такой ясности озаряют наши ментальные тонкие тела, тонкие миры начинают активизироваться, становятся для нас реальностью, наша заслуга возрастает. Тот, кто испытывает вспышки Духа становится утонченным творческим человеком.
Когда восходит Ушас, говорят, что йогин находится на стадии блаженства. Он обретает самоудовлетворенность, самодостаточность. У него много энергии, потому что он питается лучами этой энергии. С появлением Ушас возникает самодостаточность и внутреннее блаженство.
Божественная заря – это свет истины и благодати, который изливается на нас из всевышнего Источника в форме Ануграха-шакти, в форме Праджняны. Когда энергия озарения Ушас действует постоянно, ваше сознание становится творческим, изобильным. Оно может развить любую идею, выразить любую санкальпу во множестве вариантов и предоставить десятки вариантов решения любой проблемы.
_______
На нашем сайте есть возможность получить посвящение в космические энергии разных сил и божеств. Список настроек к ним находится на странице: «Космические частоты (инициации)». Передача энергий происходит по технологии «Универсальной космоэнергетики».