Agni-godАгни (санскр. «огонь»,) — индийский бог огня, покровитель домашнего очага, жертвенного костра.

Один из трех главных богов в Ригведе, персонификация огня и центр поклонения древних. Агни играет роль посредника между богами и людьми; кроме того, он передают жертвы богам. Он родился из лотоса, который был создан Брахмой.

Агни изображают как красного бога с двумя лицами и семью языками, предназначенными для слизывания, предложенного ему жертвенного масла. У него три ноги, семь рук, верхом на баране. Агни это скрытый бог — это божественный огонь в растениях, земле, животных, природе и людях. О его скрытности ходит множество мифов. Например, в «Махабхарате» Агни спрятался в элементальных водах, но его убежище открыла лягушка, которая потом прыгнула ему на голову и сгорела. Агни так рассердился на злополучную лягушку, что проклял всех ее потомков, говоря, что они не будут ощущать вкуса. Позже он спрятался на дереве, и его нашел слон, так Агни прятался много раз, его находили разные животные, и он их проклинал, пока не добрался до дерева сами, которой и теперь используется как священное дерево Агни.

Агни появляется в трех формах, как небесное солнце, молния в небе и огонь на земле. Он — мерцающий свет в каждом человеке, искра вдохновения. Его присутствие убирает влияние злых духов страха и темноты, освещает все и приносит тепло, процветание и счастье. Он влияет на земное и небесное, поскольку он символизирует яркую и горящую энергию. Как священный огонь, Агни очищает и предоставляет бессмертие всем тем, кто бесстрашно его обнимает. Это качество Агни связывает его с Сомой, Ведическим богом символизирующим амриту (нектар бессмертия). Говорится, что он поглотил своих родителей при рождении, поскольку они не могли предусмотреть этого. Эти символическое огненное рождение, подобно тому, как две палки трущиеся друг о друга, сгорают затем в этом огне.

Сын Шивы, Картиккейа смог родится только потому, что Агни пронес свое семя через воды.

Тело Агни красноватого оттенка. Гирлянда из фруктов украшает его шею, а его мантра — слог РАМ. Его три ноги обозначают три огненных церемонии (рождения, свадебной, и погребальной), три мира (божественный, земной и адский). Он имеет темные глаза и черную шею. Он имеет огненно-рыжие волосы и горячий язык. Одетый в черное, он держит в руках четки, жертвенную ложку и пылающее копье в своих руках. Семь ветров — колеса его колесницы, которая ведома красными лошадьми. Вайю, бог ветров, является его другом, поскольку раздувает пламя.

Агни принимает качества других божеств. Подобно Солнцу, он обеспечивает свет и тепло. Он принимает роль Рудры или Шивы — разрушителя, когда он беспощадно сжигает все до углей. Как Крайавада, вооруженный двумя стальными клыками, он господствует в огне кремации. Агни — также связь, посредник между человеком и богом, поскольку он получает все божественные подношения и дары.

Агни — старший сын Брахмы. Его супруга — Сваха, и он имеет трех сыновей, Павак, Паваман и Шучи. Свадха — его другая жена. И обе его жены получают свою долю в огненном жертвоприношении в подношении Предкам. Агни в Веде неизменно предстаёт в двойственном аспекте силы и света. Он есть божественная сила, созидающая миры, сила, всегда действующая с совершенным знанием, ибо он джатаведас, знающий все рождения — ему известны все проявления или явления, доступны все формы и действия божественной мудрости. Более того, в текстах настойчиво повторяется, что боги отвели Агни место бессмертного в смертных, божественной силы в человеке, энергии исполнения, через которую они могут вершить в нем свой труд. Именно этот труд и символизируется жертвоприношением.

Агни так же — язык Верховной личности в образе вселенского пуруши, который пробует и поглощает все возможные элементы материи. Это метод познание посредством отождествления и поглощения. Супругой же Агни упоминается Сва — принцип отождествлени. Важным элементом ведического ритуала является мантра с которой подносится приношение огню — Сваха! Что означает одновременно и просьбу принять, и самоотдачу себя (Сва), своей сущности.


Recommended Posts