Что такое познание себя?

От
Категория Йога

Познание себя

«О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен, и его невозможно убить. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком» (Бхагавад-Гита, 2.30).

Самое первое, что необходимо сделать тому, кто вступил на самоосознания, — это отличить себя от своего тела. Очень важно, чтобы каждый, кто хочет выйти из-под власти смерти и войти в духовный мир, понимал: «Я не тело, а вечная душа». Но мало просто сказать: «Я — не тело», — надо действительно осознать это, что не так просто, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что мы не тело, а чистое сознание, так или иначе мы попали в клетку тела, и если мы действительно хотим счастья и независимости, над которыми не властна смерть, то должны вернуться в свое изначальное состояние, иначе говоря, стать чистым сознанием и всегда пребывать в нем.

Мы отождествляем себя с телом, поэтому наши представления о счастье подобны представлениям человека, находящегося в бреду. Существование сознания нельзя отрицать. Тело, не имеющее сознания, мертво.

Шри Кришна объясняет в «Бхагавад-Гите», что причиной всех наших страданий является то, что мы отождествляем себя с телом.

«О сын Кунти, постоянная смена жары и холода, приход и уход счастья и несчастья подобны приходу и уходу зимы и лета. Источник всего этого — чувственное восприятие, о потомок Бхараты, и нужно научиться терпеливо переносить эти перемены, не утрачивая душевного равновесия» (Б.-г., 2.14).

На самом деле мы стремимся к счастью потому, что счастье — естественное состояние души. Душа — неотъемлемая часть Верховного Существа, которое является по Своей природе сач-чид-ананда-виграхой — воплощенным знанием, блаженством и вечностью.

«Как сильный ветер может унести лодку, так и одно-единственное чувство, стоит ему овладеть человеком, способно отнять у него разум» (Б.-г., 2.67).

Учиться управлять своими чувствами должен каждый. Тому, кто научился властвовать над своими чувствами, присваивается титул госвами. Го означает «чувства», а свами — «повелитель», таким образом, тот, кто владеет своими чувствами, должен считаться госвами. Кришна объясняет, что, пока человек отождествляет себя с иллюзорным материальным телом, он не способен обрести свое истинное «я», осознав себя вечной душой. Телесные наслаждения преходящи и опьяняют человека. Фактически мы даже не можем по-настоящему наслаждаться — так быстро это наслаждение проходит. Подлинное наслаждение — это наслаждение, которое испытывает душа, а не тело.

«В умах тех, кто слишком привязан к чувственным наслаждениям и материальному богатству и сбит этим с толку, никогда не возникает решение целиком посвятить себя преданному служению Верховному Господу. В ведах говорится о трех гунах материальной природы. О Арджуна, освободись от влияния этих гун, стано трансцендентным к ним. Избавься от двойственности и всех тревог, связанных со стремлением к наживе и безопасному существованию, и утвердись в своем Я» (Б.-г., 2.44-45).

Слово веда переводится как «книга знания». Есть много книг знания, которые различны в разных странах, обществах, у разных народов и т.д. В Индии книгами знания считают Веды. На Западе это Ветхий и Новый завет. Мусульмане признают Коран. Все они существуют для того, чтобы помочь нам осознать себя чистой душой. Их предназначение — ограничить материальную деятельность рамками определенных правил и запретов. Не следуя регулирующим принципам, мы не сможем достичь совершенства в жизни.

Материальное наслаждение вообще нельзя назвать наслаждением. Истинное наслаждение никогда не прекращается. Во многих местах «Бхагавад-Гиты» дается совет избегать материальных плотских наслаждений.

«О сын Кунти, постоянная смена жары и холода, приход и уход счастья и несчастья подобны приходу и уходу зимы и лета. Источник всего этого — чувственное восприятие, о потомок Бхараты, и нужно научиться терпеливо переносить эти перемены, не утрачивая душевного равновесия» (Б.-г., 2.14).

Грубое физическое тело возникает в результате взаимодействия гун материальной природы и обречено на уничтожение.

«Гибнет только тело неуничтожимого, не поддающегося измерению и вечного живого существа. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты» (Б.-г., 2.18).
«Если воплощенный в силах превзойти эти три гуны (благость, страсть и невежество), он сможет избавиться от рождения, смерти, старости и всех связанных с ними страданий и испить напиток бессмертия даже в этой жизни» (Б.-г., 14.20).

(А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «По ту сторону Рождения и Смерти»)

Recommended Posts