Оборотень — это существо, способное превращаться в животное (как правило, волка), под воздействием или с помощью определенной фазы Луны (полнолуние).
Хорошо известна способность оборотней к регенерации. Люди-волки не подвержены старению или болезням. Их раны заживают прямо на глазах.
Считают, что полная луна оказывает мощное влияние на психику людей — у одних она вызывает беспокойство, а то и кратковременное помешательство, другие, наоборот, чувствуют прилив сил и «до краев» наполняются лунной энергией. Лунный эффект может быть минимальным и максимальным, но с наступлением полнолуния происходит трансформация человека-оборотня. Существует также версия о том, что луна просто облегчает процесс трансформации, но не имеет ключевого значения.
Синдром Ликантропии
Термин “ликантропия” имеет греческие корни: ”lycos” — “волк” и “anthropos” — “человек”. Сегодня он официально используется в психиатрии для обозначения формы умопомешательства, при котором человек воображает себя животным. В психиатрии известны многочисленные примеры ликантропии, случаи людей, ощущающих себя как предполагаемых волков, кошек, собак и т.д. Классический пример – случай с японской девушкой в 1921 году в австрийском городке Визеншафт. Девушка стала одержимой образом лисицы, затем ее поведение стало полностью соответствовать поведению лисицы. У детей, рожденных больной, проявились признаки волчьей ликантропии.
Ранее наука полностью отвергала возможность существования оборотней-ликантропов. Однако затем взгляды медицины существенно изменились — она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих расстройствами психики, но и признавая научно подтвержденные факты чисто физического свойства. В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Асиево (более 30 человек). Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Поверхность их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыта густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.
По предположениям доктора Фигуеры, данная болезнь вызвана генетической мутацией, передающейся по наследству (Асиево уже много лет заключают только внутриродовые браки) через X-хромосомы родителей. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в средние века, но до последнего времени никак себя не проявляла.
Сейчас семья Асиево живет в горном городке Закатекас на севере Мексики. Местные жители относятся к ним враждебно, как к прокаженным. Врачи из центра биомедицинских исследований не могут вылечить эту болезнь, названную ими “синдром ликантропии”. Но рано или поздно они смогут изолировать ген ликантропии и подарить будущим потомкам семьи Асиево полноценную жизнь.
Магическое превращение в волка чаще всего происходит по воле самого колдуна, мага или шамана, налагающего на себя заклинание трансформации. Такое обращение является временным и не передается по наследству. Например, колдуны-лимиккины из племени американских индейцев навахо умели превращаться в любое животное, накидывая на себя его шкуру.
Мнения ученых о феномене Оборотня
В 1963 году Британскому королевскому медицинскому обществу была представлена работа доктора Ли Иллиса (Хемпшир) «О порфирии и этимологии оборотней». Глубокое научное исследование неопровержимых доказательств — случаев ликантропии — с точки зрения медицины достоверно и обосновано. Это действительно тяжелая болезнь, последствия которой ведут к потере человеческого облика и сумасшествию. В своем труде Ли Иллис, в качестве примера, привел статистику — описано и изучено почти 80 случаев этого заболевания. Правда человек не становится волком, но в то же время, по своим физическим и психическим параметрам, лишь отдаленно напоминает человека.
Профессор Рейнского института по изучению нетрадиционной медицины Гельмут Шульц давно уже относится к явлению вервольфов вполне серьезно, считая его наследственным генетическим заболеванием. По его наблюдениям, наиболее часто оборотни или слухи о них курсируют в малонаселенной местности, где люди из поколения в поколение живут в довольно замкнутом и небольшом кругу, соответственно, бытуют и родственные браки. «Возможно, — пишет Шульц в одной из своих монографий, — эта болезнь как раз и есть результат кровосмешения… Современная медицина сегодня не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но совершенно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы…»
Легенды, истории, сказания об Оборотнях
Рассказы об оборотнях появлялись во всех странах, где люди сталкивались с волками. В средневековой Англии диких волков было очень мало и последнего из них убили еще в 18 веке. Когда врачи обнаружили новое очень редкое заболевание — ликантропию, легенды об оборотнях стали очень быстро распространяться.
Был случай, когда неподалеку от одного из старинных баварских замков объявился вервольф. Документально зафиксирован (на уровне полицейских протоколов) случай, когда в ясную летнюю ночь — опять же в полнолуние — оборотень напал на двоих припозднившихся за полночь туристов-итальянцев. Прыгнуло это чудовище на них из-за кустов, и если бы вместо двоих на дороге оказался один человек, все завершилось бы трагически. Даже двум вполне сильным, молодым и, кстати, вполне трезвым мужчинам не удалось совладать с оборотнем, спасло их то, что они успели позвать на помощь и их услышали. Когда вдали завыли полицейские сирены, отвратительное, по словам туристов, чудовище с рычанием скрылось в придорожных кустах.
Оба итальянца одинаково описывают вервольфа: ужасная волчья пасть с клыками на искаженном «лице», огромные когти, покрытое шерстью вертикальное тело и невероятная, нечеловеческая злоба и сила… Возможно, полицейские и не поверили бы им, если бы не отчетливые следы ранений, особенно у того из туристов, который был ближе к обочине и первым подвергся нападению: «Ощущение, что по его спине прошлись граблями», — так сказал один из полицейских, доставивший истекающего кровью итальянца в ближайшую лечебницу…
Сообщения об оборотнях встречаются во множестве древних источников. Еще греческий историк Геродот писал о некоем северном народе нуров, способном превращаться в волков. А в «Слове о полку Игореве» упоминается полоцкий князь Всеслав, который днем суды судил, а ночью волком рыскал. И сегодня приходят письма, рассказывающие об этих загадочных существах.
В конце XVI века был известный случай. Как два друга Фероль и Санрош собрались на охоту. Санроша задержали дома дела, и Фероль отправился в лес первым. Когда Санрош, освободившись от дел, отправился в лес, он нашел своего приятеля измученным, запачканным кровью и очень напуганным.
Фероль рассказал Санрошу, что на него напал огромный волк. Охотник успел намотать на руку плащ и засунуть в пасть хищнику. Пока тот пытался разодрать защиту, Фероль достал охотничий кинжал, и начал наносить зверю жестокие удары. В попытке перерезать волку глотку, человек одним из ударов отсек ему лапу. Волк оставил попытку убить человека и скрылся на трех ногах в неизвестном направлении.
Охотник завернул лапу в салфетку, забрал с собой в качестве трофея. И, как доказательство представил ее своему другу Санрошу. Каково же было их удивление, когда вместо лапы в тряпке они обнаружили женскую руку. Санрош узнал перстень на пальце, принадлежавший его жене.
Примчавшись домой, он обнаружил супругу бледной, больной и… безрукой. Вскоре она призналась ему, что является оборотнем. После чего, заботливый супруг придал ее огню на площади казни.
Обвиняемый, который не сознавал своей вины, подвергался пыткам до тех пор, пока не давал суду ожидаемые ответы. Под пытками люди оговаривали себя и близких так, как было угодно церкви. Первый процесс над оборотнем состоялся в 1521 году, затем последовали многочисленные другие. Так, в 1541 году обвиненный в убийствах, крестьянин утверждал, что он – оборотень и волчья шкура спрятана внутри его тела. Судьи, чтобы проверить утверждение, приказали отрубить ему руки и ноги. Ничего не было найдено, был вынесен оправдательный приговор, но крестьянин уже скончался от потери крови. Только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией «выявлено» более 30 тысяч оборотней. Большинство из них было казнено.
Легенды об оборотнях бытуют вовсе не только и не исключительно в России. В доброй старой Англии, например, и среди горожан, и особенно в сельской местности ходит масса историй про оборотней — вервольфов. То же можно сказать и о Германии, других европейских странах.
Способностью превращаться в волков страдали многие племена в разных концах Европы. Например, у балтов были воины — слуги бога-волка, которые шли в бой под действием наркотических или психотропных веществ, это было частью ритуала. Во время сражения такие воины в своей галлюцинации считали себя волками. Кое-кто из них безвозвратно застревал в образе волка — и тогда человека-волка убивали, чтобы он не нанес ущерба стадам…
Германские воины-волки, по преданию, так свирепы, что не нуждались в оружии и убивали врагов своими щитами.
Древние греки начинали с поклонения Зевсу Ликейсиному («ликос»—значит волк) Когда-то этот волкоподобный и бог «требовал» человеческих жертв, и лишь позже, во времена олимпийской религии возник миф о царе Ликаоме, которого Зевс превратил в волка, ибо тот дерзнул угостить верховного бога человечьим мясом. Аполлон также был богом-оборотнем, одно из его имен — Ликейос. (В «Илиаде» Гомер называет Аполлона рожденным от волчицы; там же, кстати, следует рассказ о человеке-оборотне).
Христианство яростно искореняло все волчьи культы как языческие, и в конце концов «положительный образ» волка остался только в фольклоре.
Первая массовая истерия— выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) — прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая и последняя массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года.
Самым громким случаем был процесс в XVI веке над неким Жилем Гарнье, наводившем ужас на жителей северных французских деревушек. По мнению современников, нищий бродяга Гарнье встретил в лесу дьявола, продал ему душу, а взамен получил снадобье, благодаря которому мог превращаться в волка. Так или иначе Гарнье действительно загубил множество душ: насиловал женщин, занимался убийством детей, людоедством… Его поймали, допрашивали и пытали в Доле в 1574 году. Протоколы допросов и сейчас читаются как детективный роман.
Подобных протоколов сохранилось немного, документированы единичные случаи ликантропии из тысяч и тысяч.
В некоторых восточноевропейских преданиях на оборотня нет никакой управы — даже крестом нельзя отвадить! По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком. Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви…