Метакогнитивизм («мета» — над; cognitive — познание) — теоретическое и прикладное научное направление, возникшее в русле когнитивной психологии и представляющее собой в настоящее время автономную область психологического знания в целом.
Центральный конструкт метакогнитивной психологии — метакогнитивные процессы и качества личности.
Исследуются следующие психологические категории категории:
- Метакогнитивные стратегии;
- Метакогнитивные умения;
- Метакогнитивные феномены;
- Вопросы структурной организации метакогнитивных процессов, и их взаимосвязь с другими психологическими категориями.
Метапознание (по А.В. Карпову) — это способность анализировать собственные мыслительные стратегии — «размышлять о мышлении» — и управлять своей познавательной деятельностью.
Метапознание (Дайана Холперн) — знание собственных мыслительных процессов и возможностей своей памяти. Одним словом — наше знание о том, что мы сами знаем.
В данный момент понятие метакогнитивных процессов находится в разработке, однако многие авторы сходятся во мнении, что основное назначение метакогнитивных процессов — это регуляция и контроль познавательной деятельности.
На основе процессуально-психологической регуляции и поведения среди когнитивных процессов выделяют 2 класса или уровня организации процессов психики:
- Процессы 1-го порядка — когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные процессы.
- Процессы 2-го порядка — синтетические, регулятивные (интегральные) процессы.
Основные психические процессы связывают со структурой регуляции деятельности и поведения.
4 класса метапроцессов по А.В. Карпову:
- Метакогнитивные автопроцессы;
- Метакогнитивные гетеропроцессы;
- Метарегулятивные автопроцессы;
- Метарегулятивные гетеропроцессы.
Автопроцессы («авто» — само) — направленность процессов одного познавательного класса (память о памяти — «метапамять», мышление о мышлении — метамышление).
Гетеропроцессы («гетеро» — другой, иной) — направленность процессов одного класса на процессы другого познавательного класса. А.В. Карпов называет их также интегральными (имеющие межклассовую интеграцию процессов).
Таким образом, метакогнитивные процессы и качества личности — особый класс психических процессов, обозначаемых также как «вторичные» процессы, в отличие от традиционно выделенных когнитивных процессов, обозначаемых как «первичные».
Основная характеристика метакогнитивных процессов состоит в их направленности на внутреннюю реальность, а не на внешнюю; своим «материалом» они используют собственное содержание психики.
Метакогнитивные качества личности — это результативная сторона метакогнитивных процессов, выступающая в виде определенной личностной характеристики, которая может быть выражена в той или иной степени.
Метакогнитивные стратегии (по О.В. Лазаревой) рассматриваются как стратегии, способствующие осознанию себя, как субъекта учебной деятельности, регулирующие познавательную деятельность.
Выделяют 3 вида метакогнитивных знаний:
- Декларативные знания — знания о себе, как о субъекте познавательной деятельности, о собственных познавательных процессах, их функционировании в процессе решения познавательной задачи.
- Процедурные знания — знания о том, как применять когнитивные стратегии для решения познавательных задач.
- Условные знания — знания о том, почему и когда необходимо применять определенную когнитивную стратегию.
Метакогнитивная осознанность — это способность к осмыслению и осознанию метакогнитивных знаний, стратегий, умений.
Использованная литература:
- Карпов А.А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма: методические указания / А.А. Карпов. — Ярославль: ЯрГУ, 2015. — 72 с.
- Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 352 с.