Йога йидама. Тибетская йога божества

Что такое йидам?
Какие бывают йидамы?
Что дает йога йидама практикующему?
Как выбрать нужный йидам?
Значения основных йидамов (Ваджрасаттва, Амитабха, Тара, Авалокитешвара или Ченрезик, Манджушри, Ваджрайогиня)
Практика йидама

Что такое йидам?

Йога Йидама, или «Йога Божества», так называется практика духовного развития в буддийстской традиции Ваджраяны.

Существуют различные мнения о том, что такое йидам:

  • Йидам — образ божественного учителя (духовный покровитель), используемый практикующим при медитации.
  • Йидам — божество, либо сила, обладающая большими сверхественными способностями и пребывающее вне физической реальности в другом более высшем измерении. В таком случае йидам воспринимается как нечто внешнее, отдельное от человека и его ума.
  • Йидам — одно из высших качеств просветленного (реализованного) ума, которому присущи все высшие свойства. С этой стороны, йидам является более развитым качеством самого практика. Все йидамы представляют собой просветленных учителей, но неотделимы от практика, того, кто стремится к раскрытию всей свой духовной природы. Именно поэтому все известные в буддизме йидамы представляют собой качества человека, но в идеальных его формах. Недаром каждое тибетское божество Тара или Амитабха представляют собой определенный образ, с атрибутами, сферами влияния.
    Любой практик может посредством реализации своего ума прийти к состоянию того или иного йидама, вместить в себя их качества. Например, девушка, выбравшая для себя в качестве йидама богиню Тару постепенно через духовную работу станет проявлять качества, наработки, свойственные Таре. Также происходит и с любым другим божеством.

Цель йоги йидама состоит в приобретении просветленных качеств ума. Медитация на йидамы может совершаться не только на просветленные формы Будд. В качестве них могут выступать ламы, защитники Дхармы, духовные учителя прошлого (например, Падмасамбхава), дакини (женские качества Будды, просветленные богини), боддхисаттвы. У каждого йидама имеются свои мандалы, облики, формы, молитвы, имена, качества и состояния.

Какие бывают йидамы?

Согласно буддистской традиции йидамы бывают:

  • Милостивыми, или мирными — могут изображаться как одни так и в сексуальном союзе с супругой;
  • Гневными, грозными — представляются в устрашающем, гневном облике.

Йидамы обычно связаны с именами известных просветленных прошлого, которые смогли обрести свободу ума, познать объективную реальность. К таким великим личностям относят Ваджрасатву, Амитабху, богиню Тару, Авалокитешвару или Ченрезика, Ваджрайогиню и других.
Почему так много разных йидамов, если все они представляют просветленное состояние? На этот вопрос буддисты отвечают так: сколько людей, столько и путей достижения духовной реализации. Различные йидамы позволяют каждому из практикующих выбрать свой наиболее желаемый путь. Каждый йидам — и есть отдельный путь к обретению просветленных качеств.

«Йога божества» считается мистической практикой Ваджраяны («Алмазной колесницы») буддизма. В Индуизме и тантризме совершаются похожие ритуалы, делаются подношения для получения нужных благ от тех или иных богов. Но есть и отличия. Медитация на йидамы связана в основном с реальностью просветленного ума, пустотой ума, а работа с божествами Индуизма и Тантризма связаны скорее с энергетической трансформации тела и энергии.

Что дает йога йидама практикующему согласно учению?

Сосредоточение своих усилий на практике йидамов дает следящее:

  1. Благость, мудрость, сочувствие, доброту к другим
  2. Успокоение и расслабление ума
  3. Постепенный приход к состоянию просветленного ума
  4. Обретение душевного равновесия
  5. Осветление личной энергии
  6. Очищение ума от загрязнений в результате чего начнут возникать высшие его проявления
  7. Трансформацию окружающего мира
  8. Достижение окончательного просветления за одну жизнь (по завещанию Будды Шакьямуни)
  9. Переход на высшие состояния сознания
  10. Благословение высших духовных помощников
  11. Защита от темных сил, злых духов
  12. Трансформация ума и энергии
  13. Привлечение положительной судьбы, очищение от прошлых грехов как в этой жизни, так и в предыдущих, преобразование негативной кармы в позитивную

Как выбрать йидам?

Вы также как и учителя тибетского буддизма можете начать духовную практику йоги йидамов. Для этого необходимо выбрать подходящую личность. Сделать это достаточно просто.

  • Изучите информацию о йидамах, известных в буддийской традиции Ваджраяны. Посмотрите на изображения этих существ, почитайте информацию, попробуйте петь молитвы к каждому из них. Постарайтесь как можно больше прочувствовать каждого из них. Соберите о йидаме все сведения, что сможете найти.
  • Затем выберите тот йидам, какой вам больше всего понравился. Это и будет ваше божество для медитации.
    Если вы всего равно не смогли отнести к себе один из йидамов тогда задайте мысленно вопрос: «Какой из йидамов мне подходит больше всего в данный момент?» Сразу же или через некоторое время вас посетит понимание того, кто из них вам нужен.

Значения основных йидамов

Основными йидамами являются: Ваджрасаттва, Амитабха (Амитаюс), Манджушри, Авалокитешвара (Ченрезик), Тара, Ваджрайогиня. Разберем их подробнее.

Ваджрасаттва (в переводе с тиб. «ваджра» — алмаз, «саттва» — душа; Алмазная душа) — дает видение священной внутренней природы, отраженных во всех явлениях внешнего мира, невероятную мудрость познаниня сансары (Колеса перерождений) и Нирваны (реальности за пределами форм).

VajrasattvaРис. Ваджрасаттва

Ваджрасаттву изображают как одного, так и в союзе с супругами (Яб-Юм и другими). В одиночной форме он сидит в медитационной позе лотоса, в правой руке держит ваджру (мифическое оружие), в левой руке — колокольчик, направленный вверх, в сердце находится лунный диск. Он одет в шелковые одежды, на нем драгоценные украшения.

Медитация на Йидам Ваджрасаттвы:

  • Очищает негативную карму настоящей и предыдущих жизней
  • Раскрывает видение изначальной природы вне нашего мира
  • Очищает ум от заблуждений и запутанностей
  • Развивает стойкость духовной практики, а также сострадание к живым существам
  • Исцеляет от хронических заболеваний

Короткая шестислоговая молитва Ваджрасаттвы: ОМ ВАДЖРА САТТВА ХУМ

Амитабха (в переводе с санскрита означает «Безграничный свет») — символизирует разум и силу познания всех вещей как в отдельности, так и в целом. Он также предстает и в другой форме, как Будда бесконечной жизни, или Амитаюс.
Амитабху изображают с телом красного цвета в позе лотоса, держащим чашу с нектаром высшей радости. Красный цвет помогает трансформировать желания и привязанности в мудрость, сострадание и любовь.
Место пребывания Амитабхи — мир Сукхавати, исполненный радости и счастья.

amitabhaРис. Амитабха

Медитация на Йидам Амитабхи:

  • Развивает аналитические способности ума
  • Открытость, безусловное принятие
  • На продвинутой стадии медитации появляется возможность для души переродиться в мире радости Сукхавати, созданный самим Амитабхом

Краткая молитва Амитабхи: ОМ АМИ ДЭВА ХРИ

Манджушри (в перев. с тиб. означает «Красивое сияние») — является сутью всех мудростей, пребывающий в просветленном состоянии всеединства и пустоты. Он представляет собой духовную мудрость, разум и волю.

manjushriРис. Манджушри

Его изображают шестнадцатилетним индийским царевичем золотистого или желтого цвета в позе лотоса или сидящим на льве. В правой руке он держит огненный меч, как символ уничтожения невежества и эго, а в левой руке — лотос, символизирующий чистоту, духовность и знания.

Медитация на Йидам Манджушри:

  • Развивает мудрость, усиливает память, обеспечивает лучшее понимание вещей и явлений
  • Улучшает ораторские способности и общее красноречие
  • Способствует более быстрому обучению в чем-либо
  • На продвинутых стадиях медитации — освобождение из миров Сансары, колеса перерождений и страданий

Молитва Манджушри: ОМ АРАПАЧАНА ДИ, ОМ ВАГИШОРИ МУМ

Авалокитешвара (также Ченрезик; в перев. с тиб. означает «Видящий бог», «Внимающий звукам мира») — являет собой милость, сочувствие и сострадание ко всему сущему. Это то сочувствие, которое мы можем в себе обнаружить ко всем живым существам во Вселенной.
Авалокитешвару изображают с телом белого цвета в позе лотоса с четырьмя, восемью, одиннадцатью или тысячью руками. У него открыт третий глаз, с помощью которого он видит страдания всех существ во всех мирах.
По легенде, однажды испытывая сострадание, его слезы упали на землю, и из них появилсь богиня Тара.

avalokiteshvaraРис. Авалокитешвара

Медитация на Йидам Авалокитешвары:

  • Развиваются качества ума: сострадание, доброта, сочувствие, миролюбие
  • Позволяет обрести его поддержку и помощь к освобождению из колеса страданий и смерти (Сансары)
  • Устраняются негативные проявления ума, низменные пристрастия

Молитва к Авалокитешваре: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Тара (в перев. с тиб. «Спасительница») — богиня, главная женщина-боддхисаттва в тибетском буддизме, великая помощница всех живых существ в спасении от мира страданий Сансары, «матерь всех Будд».
Описывают, что она имеет 21 форму. Среди них белая, зеленая, красная, красно-желтая, черная, оранжевая, желтая и другие формы Тары.
Ввиду множества форм богини Тары ее в каждом случае изображают по своему.

white TaraРис. Белая Тара

Медитация на Йидам Тары дает:

  • Защиту, мир от многих разрушительных явлений и энергий
  • Исцеление буйного ума, успокоение ума, очищение его от разного рода пристрастий, волнений, комплексов
  • Исцеление от болезней
  • Скорейшее достижение просветления
  • Особую милость для женщин, выбравших для себя духовное развитие, мудрость и свет. Тара помогает всем и мужчинам, и женщинам обрести просветление
    Медитация на Белую Тару исцеляет, удлиняет жизнь. Зеленая Тара ответственна за сострадание, утешение, милосердие, высшую материнскую любовь, защиту от негативных сил. Красная Тара дарует магические способности, благословляет на любовь и здоровье. Желтая Тара связана с материальным богатством, благополучием, щедростью, достатком, счастьем, долгой жизнью.

Каждая из 21 формы Тары дает свои уникальные блага, мудрость, утешение.

Молитва Белой Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ МАМА АЮ ПУТЬЯ ДЖНЯНА ПУШТИМ КУРУ СВАХА
Молитва Зеленой Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА
Молитва Красной Таре (Курукулла): ОМ КУРУКУЛЛЕ ХРИ СВАХА (для обретения магических сил, обаяния, любви и целительских способностей)
Молитва Желтой Тары (Васундхара): ОМ ВАСУДХАРЕ СВАХА / ОМ ШРИ ВАСУДХАРА РАТНА НИДХАНА КАШЕТРИ СВАХА / НАМО РАТНА-ТРАЙАЙА / ОМ ВАСУДХАРЕ СВАХА / ОМ ШРИ ВАСУ МУНИ СВАХА (для обретения сознания богатства, преодоления омрачений бедности и нищеты)
Молитва Черной Таре: ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ САРВА БИДЬЯ АПАРА ВАРАНАЯ СОХА 
(для обретения защиты от темных сил, помощи в трудных жизненных ситуациях, разрушения негативных состояний ума)
Молитва Синей Таре (Экаджати): ОМ МАМА ЭКАДЖАТИ ТРАКРАКСА СНИНКАРАКМО РУЛУ РУЛУ ХУМ БХЬЁ ХУМ (для просветления, защиты от неправильных действий, устранения гнева)

Ваджрайогиня (в перев. с тиб. означает «Алмазная йогния») — женский аспект Будды, олицетворение трансцендентной мудрости обычно представлена в полугневной форме.
Ее рисует с кожей красного цвета и открытым третьим глазом. В руках она держит кинжал для отсечения эгоизма, ложных привязанностей, невежества. Вокруг нее огненная энергия, уничтожающая гнев, лень, неведение, уныние и другие человеческие грехи.

vajrayoginiРис. Ваджрайогиня

Медитация на Йидам Ваджрайогини:

  • Помогает быстро очиститься от всех страстей, условностей ума и негативных чувств
  • Направляет ум и жизнь человека в сторону духовной практики, внутренней реализации
  • Исцеляет от болезней
  • Способствует постепенному достижению просветления

Молитва Ваджрайогини: ОМ ВАДЖРАЙОГИНЯ ХУМ ХУМ ПХАТ ПХАТ

Практика медитации на йидамы

Практика на мирные или гневные йидамы проводит человека к нужным осознаниям и качествам благости, мудрости, смирению, щедрости, свободе.
Основные методы работы с йидамами — это медитация, визуализация (представление) и концентрация на божествах, их мандлах (геометрическое выражение божества), обликах, атрибутах и состояниях.
Медитацию на йидамы полезно проводить для избавления ума от многих загрязнений. негативных проявлений, для расширения сознания, уничтожения ложных убеждений, осознания жизни и рсакрытия духовности.
Любой из йидамов готов помочь нам на пути внутреннего поиска и развития. Как только мы открываемся, они словно маяки начинают вести, даруя особый мистический опыт.

Для полноценной духовной практики йидама вам потребуются:

  • Имя йидама;
  • Его молитва (мантра);
  • Изображение (образ) йидама или мандала (геометрическое выражение);
  • Личное посвящение в череде преемственности, которое можно получить у йогов и лам непосредственно имеющих опыт и право передачи знаний и силы взаимодействия с йидамом.

Последнее условие крайне важно, но в то же время сложно выполнить. Именно поэтому, если вы хотите начать практиковать йогу йидама вам обязательно понадобятся его имя и изображение. Они являются дверьми для установления связи с йидамами и настройки на просветленные качества ума. С помощью личного посвящения, как считается, учитель передает силу, происходящую от высших существ, от которых и ведется эта линия.
В буддистской традиции есть 2 подхода к визуализации йидама: представление его как внешний объект и личность; представление себя в качестве уже совершенного йидама. Второй вариант более сложный, но и более глубокий.

Как происходит сама практика?

Предварительные правила медитации:

  1. Вы должны быть в хорошем или нейтральном настроении;
  2. Перед практикой рекомендуется принять душ или хотя бы умыться, прополоскать рот;
  3. Совершается на легкий желудок в спокойной обстановке и расслабленном состоянии.

 

Медитация на йидам как внешний объект

1. Возьмите изображение и внимательно на него посмотрите, изучите все даже самые мельчайшие детали. Кто изображен на рисунке? Каким предстает божество, какие у него есть атрибуты (предметы в руках), какие есть другие персонажи помимо йидама? Обратите внимание на используемые цвета.
2. Вглядывайтесь в изображение некоторое время, примерно 10-15 минут. Ваша задача запомнить как можно больше элементов образа. Отметьте какие чувства и какое состояние возникает внутри вас при созерцании облика божества.
3. Затем займите медитативное положение (в кресле, сидя), закройте глаза и пострайтесь воспроизвести только что запомненное изображение: цвета, атрибуты, одежду, выражение лица, позу йидама, других персонажей, фон. Для этого вам потребуется какое-то время.
4. Откройте глаза и сравните насколько четко и в полной мере у вас получилось воссоздать образ божества.
Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ваша визуализация и изображение не совпадут в точности. Так осуществляется медитативная настройка на авторитетное божество или учителя. Как только у вас начнет получаться, вы сразу ощутите как начинает меняться ваш ум, уходят ментальные загрязнения и волнения, как меняется мировоззрение.

Медитация на совершенный йидам внутри себя

1. Подробно изучите изображение выбранного вами божества, ламы или учителя, запоминая как можно больше деталей.
2. Почувствуйте область сердца (анахаты-чакры). Начните представлять в лотосе своего сердца йидам или учителя со всей любовью. Взрастите этот образ внутри себя. Кроме визуализации в медитации можно использовать и концентрацию на молитве к божеству. Перед этим ее необходимо как следует запомнить, чтобы она мысленно произносилась легко. Если ваш йидам Ваджрасаттва, то старайтесь воссоздать перед мысленным взором изображение бога одновременно повторяя его молитву: ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ.
3. Отмечайте как меняется ваше состояние и ум при этом.
В этой практике важно как можно лучше погружаться в визуализацию на йидам и четко концентрироваться на нем, а также на молитве и области сердца. Постепенно внутри вас начнет вырастать и обретать силу ваш йидам или другая реализованная личность, изменяя призму взгляда на жизнь и природу ума в более совершенное видение.

Желаю совершенной практики!

Если вы хотите понять азы практики йоги йидама, то можете записаться ко мне на личную консультацию для разъяснения и обучения.

Универсальная космоэнергетика* связывается с силами подобным же образом.

Илья Альтер (эзотерический философ, странник духа)

Recent Posts

Напишите текст комментария

*