От
Категория Психология

«Игра» — это фиксированный и неосознаваемый стереотип, включающий ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами.

Действие сопровождается психологическим поглаживанием, которых в начале «игры» больше, чем ударов. От ритуалов и времяпрепровождений «игры» отличаются:

  • скрытыми мотивами — явно невидимыми побуждениями, имеющими причину;
  • наличием выигрыша — в конце завершения «игры», ради которого она и создается.

«Игры» могут иметь конфликт, быть нечестными или иметь драматический исход.

Классификация игр по Э. Берну:

  1. В зависимости от количества участников: игры на двоих (например, «Фригидная женщина»), на троих («Ну ка, подеритесь»), на пятерых (игра: «Алкоголик»), на многих (игра: «Да, но…»).
  2. По используемому материалу: слова (игра: «Психиатрия»), деньги (игра: «Должник»), части тела (игра: «Мне нужна операция»).
  3. В зависимости от клинического типа: истерический (игра: «Насилуют»), с синдромом навязчивости (игра: «Растяпа»), парализованный (игра: «Почему со мной всегда так?»), депрессивный (игра: «Опять я за старое»).
  4. По психоаналитическим зонам: оральные (например игра: «Алкоголик»), анальные (например игра: «Растяпа»), фаллические (например игра: «Ну ка, подеритесь»).
  5. По психодинамическому основанию: контрфобия (игра: «Если бы не ты»), проецирующие (игра: «Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
  6. По инстинктивным влечениям: мазохистские игры («Если бы не ты»), садистские (например игра «Растяпа»), фетишистские (например игра: «Фригидный мужчина»).

Например, игра «Должник» по Э. Берну это больше, чем игра. Она для многих становится сценарием, планом всей жизни.
«Какой ужас» — инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться третьему участнику. Эта игра на троих. В ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенные лица.

Выигрыш: определенное эмоциональное состояние, к которому игрок неосознанно стремится.

 
Представление о сценариях

Э. Берн в своих работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план».
Черты сценария:

  • Сценарий составляется в детстве;
  • Подкрепляется родителями;
  • Оправдывается ходом событий;
  • Сценарии достигают пика при выборе пути.

Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания. Проживая свои сценарные решения в поведении человек, тем не менее, не осознает их.
Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того чтобы привести сценарий к заключительной сцене.

По содержанию сценарии бывают:

  • Победитель — тот кто достигает поставленной перед собой цели.
  • Побежденный — человек, который не достигает поставленной цели.
  • Не-победитель, или банальный — человек день ото дня терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильной проигрывая.

Э. Берн ввел понятие «сценарные сигналы» — то есть телесные признаки, указывающие на то, что человек вошел в сценарий (глубокий вдох, изменение положение тела, напряжение какой-то части тела).
Для того чтобы человеку выйти из сценария необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы их удовлетворения.

Сценарные послания — могут передаваться вербально, невербально, или и тем и другим способом, когда ребенок интерпретирует послания других людей.

 
Цели и задачи Транзактного анализа

Главная цель: помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний»; и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни.

Следующая цель: Достижение автономности личности, определение своей собственной судьбы.

Конечная цель: Принятие ответственности за свои поступки и чувства, достижение автономии.

Основная задача психолога в этом процессе — обеспечить необходимый инсайт (отсюда возникает партнерство, сочетание позиции учителя и эксперта). При этом психолог обращается к эго-состоянию «Взрослый».

 

Анализ ролей и сценариев

В сценарии существует 4 варианта жизненных позиций:

1. Я — Ок, Ты — Ок — позиция довольства и принятия других. Но если ребенок в ней застревает могут возникнуть проблемы.
2. Я — Ок, Ты — Не Ок — возникает когда ребенку не оказывают психологического поглаживания. В таком случае он может заключить, что другие — плохие.
3. Я — Не Ок, Ты — Ок — главную роль здесь играют депрессия и чувство неполноценности. Обычно такое происходит, когда ребенок чувствует себя зависимым от взрослых.
4. Я — Не Ок, Ты — Не Ок — происходит, если ребенка сначала окружали лаской и заботой, а потом в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему изменилось. В таком случае ребенок начинает ощущать себя неблагополучным, вплоть до убеждения, что жизнь ничего не стоит.

Использованная литература:
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М: Эксмо, — 2014 г. — 576 с.


Recommended Posts