hypnosis

Гипноз был известен людям еще с глубокой древности. Им пользовались служители религиозных культов, шаманы, целители, фокусники и т.д.

Исследования гипноза Бехтерева связаны с именем Ф. Месмера (1734-1815 г.). Месмер говорил, что в процессе лучения больных он заметил как их лечит некая неведомая сила, исходящая из рук. Месмер дал ей название «магнетический флюид». Это сверхестесственная сила, которую Месмер передавал своим пациентам при помощи определенных движений — «пассов».
Магнетический флюид или животный магнетизм переходит от того кто лечит к исцеляемому благодаря возникновению своеобразного невидимого канала «раппорта».
Аббат Фория для усыпления пациентов использовал словесное внушение. Дж. Брэд — английский врач впервые ввел понятие «гипноз». Также он показал, что «пассы» не являются единственным способом создания гипнотического состояния. Он говорил, что состояние гипноза может быть вызвано с помощью фиксации взгляда на блестящих предметах при одновременном словесном внушении.
Дж. Брэд говорил, что гипноз заключается не в переживании флюида от одного лица к другому, а засчет изменений в психике человека под влиянием внешних раздражителей.
Были замечены такие явления при гипнотическом влиянии как анестезия (отсутствие чувствительности) и анальгезия (отсутствие боли).

Гипноз, как правило, характеризуется понижением или полным отсутствием двигательной активности загипнотизированного.
Возникает и такое явление как «каталепсия» — состояние при котором мышцы усыпленного становятся восковыми и сохраняют любое приданное им положение (поднятая рука, так и остается поднятой).
В процессе гипноза у загипнотизированного происходит амнезия, то есть забвение всего того, что происходило во время гипноза с человеком.

Постгипнотическое внушение (внушение на срок) — гипнотик выполняет сделанное им внушение через определенный заранее установленный промежуток времени, через 1-2 часа после сеанса. Загипнотизированное ранее лицо выполняет данные действия в точности во время полного бодрствования. Гипнотически внушенными могут быть и галлюцинации.

В 19 веке в 60-70 годы наметились два направления в понимании сущности гипноза.

1. Учение Парижской школы во главе с Шарко.
Гипноз понимался как своего рода невроз, или невротическое состояние, которое выражается в 3-х состояниях: летаргии, каталепсии и сомнамбулизма. Гипноз вызывается физическими приемами.

2. Учение Нансийской школы Бернгейма.
Согласно этому направлению, гипноз — нормальное психическое явление, вызываемое путем словесного внушения, это внушенный сон, все явления в нем являются результатом психических воздействий.
Существенной особенностью гипноза является повышенная внушаемость в нем.

В.М. Бехтерев выделил несколько причин повышенной внушаемости, возникающей при гипнозе:

  • Бездействие рассудка и воли усыпленного;
  • Внушение в гипнозе имеет характер более ярких чувственных образов, чем сновидения во время естесственного сна;
  • Гипнотизер подчиняет себе волю загипнотизированного и пользуется полным его доверием;
  • Ограниченность восприятия внешнего мира.

Наряду с внушением внешним возможно и переживание самовнушения. Самовнушение — это прививание психических состояний внутренним факторам, источник которых находится в психической сфере лица, подвергшегося самовнушению.

Термин телепатия был введен английскими исследователями Э. Гернеем, Ф. Майерсом и Ф. Подмором в 1886 году. Телепатия есть чувствование на расстоянии.

В.М. Бехтерев различал 2 формы осознаваемости психических процессов:

— «ступени ясности сознания»;
— Наличие в сознании различных психических процессов, отличающихся по их содержанию и отношению к личности человека, к его «я».

В рамках концепции о сознании В.М. Бехтерев уделял большое внимание явлениям перцепции и апперцепции. Перцепция — это процесс благодаря которому то или другое впечатление доходит до сознания (В.М. Бехтерев).
Апперцепция — это процесс благодаря которому внешние впечатления входят в сферу ясного, «полного» сознания. (В.М. Бехтерев).

В гипнозе участвует двое: гипнотизер и гипнотизируемый. В процессе сеанса личное сознание пациента подавляется и его место занимает личное сознание гипнотизера. Гипнтизер может вводить в «общее сознание» усыпленного любое психическое содержание, которое там трансформируется.
«Общее сознание» — это такой уровень организации психофизиологических процессов, где еще нет противопоставления субъективного объективному, соматической сфере понятен язык психического.

Использованная литература:
В.М. Бехтерев — Гипноз, внушение, телепатия. — М: Мысль, 1994. — 364 с.


Recommended Posts