От
Категория Бхагават-Гита, Йога

happy way

 

Каждый из нас стремится к счастью, но, по сути дела, мы даже не знаем, что такое настоящее счастье. Очень немногие знают о том, что истинное счастье нужно искать не здесь, в мире, где все преходяще. Именно о таком, истинном, счастье рассказывает Господь Кришна Арджуне в «Бхагавад-гите».

Обычно мы испытываем счастье посредством органов чувств. У камня, например, нет органов чувств, поэтому он не знает ни счастья, ни горя. Живые существа с неразвитым сознанием испытывают гораздо менее сильное чувство счастья и горя, нежели те, чье сознание развито.
Счастье, которое мы испытываем в материальном мире, не является истинным. На свете много разных живых существ, и каждое из них имеет свои представления о счастье и воспринимает его по-своему.
Итак, есть разные уровни счастья. Какой же из них самый высокий? Обращаясь к Арджуне, Шри Кришна говорит:

«В этом радостном состоянии (самадхи) живое существо посредством своих духовных чувств испытывает безграничное духовное блаженство. Достигнув этого уровня, оно уже никогда не отступает от истины» (Б.-г., 6.21).

Буддхи значит «разум». Разум помогает живому существу наслаждаться. Животные, разум которых развит очень слабо, не могут наслаждаться жизнью так, как это делает человек.
Когда человек умирает, его руки, нос, глаза, а также другие органы чувств и части тела могут оставаться на своем месте, однако он не может больше наслаждаться. Почему? Энергия наслаждения, духовная искра, покинула его тела, а вместе с ней оттуда ушла и жизненная сила. Из этого можно сделать вывод, что наслаждается не тело, а крошечная духовная искра, которая находится внутри него. Даже если человек думает, что он наслаждается с помощью своих материальных органов чувств, истинным наслаждающимся является духовная искра.
Веды подтверждают, что хотя размеры вечной души ничтожно малы, истинным наслаждающимся является именно она, а не тело.
Слово «атиндрийам» означает, что ощутить вкус настоящего счастья можно только тогда, когда мы обуздаем свои материальные чувства. «Раманте йогино ‘нанте сатиананде чидатмани»: йоги, которые стремятся к духовному совершенству, испытывают наслаждение, сосредоточив ум на Сверхдуше в сердце. Какое же наслаждение испытывают йоги, предаваясь такой аскезе? Это наслаждение называют «анантой», безграничным. И как же обрести его? Индивидуальная душа и Верховный Господь существуют вечно, а значит вечны и их взаимоотношения, основанные на взаимной любви. Поэтому истинно разумный человек воздерживается от мимолетных чувственных удовольствий, которые испытывает материальное тело, и ищет наслаждений в духовной жизни. Духовное общение живого существа с Верховным Господом называется «раса-лилой».
Мы часто слышим о «раса-лиле» Кришны с пастушками Вриндавана. Эти игры нисколько не похожи на взаимоотношения обыкновенных живых существ, которые находятся в материальных телах. «Раса-лилу» можно назвать обменом эмоциями, происходящим между духовными телами.
Обрести настоящее счастье можно, воспользовавшись методом сознания Кришны. С его помощью мы постепенно разовьем свой истинный разум и по мере духовного прогресса начнем ощущать нектарный вкус духовного счастья. И чем глубже мы познаем этот вкус, тем легче нам будет оставить мечты о материальном счастье. Постигая Абсолютную Истину, человек естесственным образом отказывается от иллюзорного счастья.

«Достигнув этого уровня, человек понимает, что обрел величайшее благо, и даже самые суровые испытания не заставят его свернуть с избранного пути» (Б.-г., 6.22).

В «Шримад-Бхагаватам» материальный мир сравнивается с бескрайним океаном. В материальной вселенной миллионы и миллиарды планет плавают в пространстве, и мы можем только догадываться, сколько там Атлантических и Тихих океанов. В сущности, вся материальная вселенная — это огромный океан страданий, океан рождения и смерти.

В этот мир нас привели наши необузданные чувства. Цель йоги состоит в том, чтобы научить нас управлять своими чувствами. Обуздав чувства, мы обретем настоящее, духовное счастье и достигнем высшей цели жизни.

«Человек должен заниматься йогой с решимостью и верой, и никогда не сходить с избранного пути. Он должен отбросить все без исключения материальные желания, порожденные ложным эго, и с помощью ума управлять деятельностью всех своих органов чувств. Постепенно, шаг за шагом, подкрепленный убежденностью, человек должен, опираясь на разум, войти в состояние транса и сосредоточить ум на душе, и ни на чем другом. Куда бы ни убегал ум, изменчивый и неустойчивый по природе, нужно решительно возвращать его и снова подчинять своему истинному «я» (Б.-г., 6.24-26).

Наш ум всегда пребывает в беспокойстве. В голове у нас постоянно возникают мысли то об одном, то о другом. Но, занимаясь йогой, мы погружаем свой ум в Божественное сознание. Ум постоянно отвлекается на многочисленные внешние объекты, так как с незапамятных времен, мы позволяли ему это.
Поскольку наш ум беспокоен и не сосредоточен, он без конца перебегает от одной мысли к другой. Так, за работой мы неожиданно, без всякой видимой причины можем вспомнить о событиях, которые происходили десять, двадцать, тридцать, а то и сорок лет назад. Эти мысли постоянно всплывают из подсознания и держат ум в возбужденном состоянии. Если взволновать воду в пруду или в озере, то ил со дна поднимается на поверхность. Для того чтобы оградить ум от беспокойств, необходимо уметь контролировать его.

«Сосредоточив ум на Мне (Боге, Высшем Разуме), йог достигает высшей ступени совершенства и обретает трансцендентное счастье. Поднимаясь над гуной страсти, он осознает свое качественное тождество со Всевышним и освобождается от всех последствий своих греховных поступков» (Б.-г., 6.27).

Ум постоянно имеет объекты наслаждения. Мы думаем: «Я буду счастлив, если получу это или то. Я найду счастье здесь. А может оно там». Так ум уводит нас то в одну, то в другую сторону, и мы словно мчимся на колеснице, которой никто не управляет. Мы не в силах изменить направление движения, и нам остается только беспомощно сидеть и озираться вокруг.

«Таким образом йог, который владеет собой и постоянно занимается йогой, полностью очищается от материальной скверны и достигает высшей ступени абсолютного счастья, обретая его в трансцендентном любовном служении Господу» (Б.-г., 6.28).

Как сказано в «Бхагавад-гите», Бог является истинным другом каждого существа, и мы должны восстановить свои дружеские отношения с Ним. Развивая в себе Божественное сознание, мы постепенно избавимся от мирских желаний и страстей, которые мешают нам приблизиться к Господу. Господь находится в нашем сердце и ждет, когда же мы наконец обратимся к Нему, но мы слишком заняты, поедая плоды с древа материальных желаний. Мы должны во что бы то ни стало прекратить эту безумную погоню за наслаждениями и осознать свою истинную природу, свое тождество с Брахманом, чистым духом.

 

(А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «На пути к Кришне»)


Recommended Posts