Цисин-танлан-цюань. Кулак семизвездного богомола.

Цисин-танлан-цюань считается самым старым из стилей богомола, техника которого легла в основу остальных стилей. Именно этот стиль преподавал Ло Гуань Юй, мастер четвертого поколения в знаменитом обществе «цзинь у», основанном мастером Хо Юань Цзя.

В цисин-танлан-цюань доминирует рационализм и отсутствие зрелищности в имитации богомола. Как говорили мастера: «тренируй искусство, а не имитацию», таким образом приучая ученика к условиям реального боя.
Характер стиля описывается как: «сила жесткая и звонкая, опутывание по горизонтали и удары по прямой линии».
«Опутывание по горизонтали» то есть это различные приемы ладоней, крюков и предплечий, предназначенные для защиты и сбивания атакующих рук противника, которые заканчиваются мощной прямой атакой с жестким выбросом короткого усилия — цунь цзинь. Характерной особенностью стиля является стремление выполнять длинные круговые движения по максимально узкой траектории, стремление избегать уязвимой позиции при широких замахах. Еще одна важная деталь стиля выражена в определении «ин чжэн цэ цзи» — «встречать прямо, удары наносить стоя боком», то есть стремиться атаковать встречными ударами и стараться не разворачиваться к противнику грудью, поворачивать тело боком.
В бою стремится наносить хлесткие и длинные удары, «бросить плечо, встряхнуть запястье». Импульс идет от поясницы, проходит плечо и проявляется рукой, еще говорят. что сила пронизывает три сочленения руки. Плечо — корень, локоть — среднее сочленение, запястье и кисть — кончик, острие.
Почти во всех стилях жесткого богомола присутствует развитый раздел дитан-цюань — техники боя на земле. Техника дитан-цюань считается полезным дополнением к боевому арсеналу, но не лежит в основе стиля.

Всего в стиле около 30 комплексов без оружия, много парных комплексов и комплексов с оружием. Оружие изучаемое в стиле: меч, сабля, пика, шест, алебарды дадао и пудао, костыли гуай, парные кинжалы бишоу, парные крюки, эмейские иглы, трехзвенный шест, металлический хлыст бянь, железный шар на веревке — «молот метеор».

Ми Мэнь танлан цюань

Ми-Мэнь-Танлан-Цюань. Богомол тайных врат.

Говорилось, что именно эта школа практиковалась лаошаньскими даосами и ранее держалась в секрете.

В основе стиля лежит урезанная техника цисин-танлан-цюань. Эта манера выражена в более низких и собранных позициях — сюй бу, дин бу, бань мабу, а также в коротких, узкоамплитудных действиях руками.
Близкое родство с цисин-танлан-цюань подтверждается тем, что базовая техника стиля заключена в комплексах, практически идентичных цисин-танлан-цюань. Ключевым комплексом стиля считается комплекс «ба чжоу» — восемь локтей. Одно из названий этого комплекса «фэнь шэнь ба чжоу» — разделить тело восемью локтями, используя их в атаке и защите. Такое внимание к технике локтей говорит о стремлении максимально сблизиться с противником, чтобы не дать ему возможности использовать преимущество в росте и длине рук.

Особое место в теории стиля занимает концепция «бу лоу», где «бу» — заполнять или дополнять», а «лоу» — щель и просачивание. Эти смысловые варианты иероглифов используются для объяснения важных принципов стиля: «используя длинные движения — дополняй их короткими, в промежутке возникает щель — пустота, которую надо сразу заполнить, заполнение пустоты, просачивание в щель и есть лоу — просачивание (в оборону противника).

Хотя подобные принципы характерны и для других направлений танлан-цюань, в ми-мэнь-танлан-цюань они изначально формируют отношение к духу стиля и его особенностям.

Мэй хуа танлан цюань

Мэйхуа-Танлан-Цюань. Богомол сливового цветка.

Богомол сливового цветка имеет также название тайцзи-мэйхуа-танлан.

Мэйхуа-танлан-цюань имеет общие корни с цисин-танлан-цюань, и также относится к направлению жесткого богомола. «Изменения позиции рук слитны и многообразны как изменения инь и ян в великом приделе — тай цзи», «в одном движении содержится три изменения», «движения рук как соцветие мэйхуа».
От цисин-танлан-цюань этот стиль отличается большей мобильностью. Особое внимание уделяют тренировке шунь цзинь — продольного усилия в отличие от «поперечного опутывания», жоу цзинь — мягкого усилия и цяо цзинь — ловкого, легкого усилия.

Говорят, что корни цисин-танлан-цюань в шаолиньском стиле цисин-цюань — кулак семи звезд, мэйхуа-танлан-цюань в шаолинь мэйхуа-цюань, а стиль лю-хэ-танлан создавался под влиянием лю-хэ-цюань — кулака шести координаций. В комментариях к комплексу шаолинь-мэйхуа-шоу — «шаолиньские руки — цветы сливы» указывалось, что эта техника вышла из стиля богомола, и что монах Жу Цзин, который обучал этой технике, был родом из провинции Шаньдун, родины стиля богомола.

Стиль известен своей знаменитой техникой боя двуручным мечом — «Дамо цзянь», меч Боддхидхармы.

Ответвлением этого стиля считают шуай-шоу-танлан-цюань — машущие руки богомола, который также называют мэйхуа-удянь-шуай-шоу. «У дянь» — пять точек приложения силы и изменения усилий — цзинь в ударах рук: пальцы, кисти, запястья, предплечья и локти. Удары наносятся в основном круговыми движениями ладоней, самый характерный из них — удар тыльной стороной ладони (шуай-чжан).

Тунби танлан цюань

Тунби-танлан-цюань.

Стиль создан на основе техники тунби-цюань, в которой главной особенностью является упругое усилие при ударах. Импульс удара, выходя из ног, формируется в пояснице, от которой мягко и упруго сбрасывается спиной в руки. Термин «тун» трактуется как «проникать, проходить сквозь» и поясняет основное требование тунби-цюань — сила должна проходить сквозь спину (тун бэй) и проникать в руки (тун би). Говорят:«если спина как у улитки, а грудь как пустая пещера, то руки удлиняются как у обеьяны».

В бою имитируется агрессивность и упорство богомола, каждое движение «будто рубишь гвозди и рассекаешь железо», но это говорится о духе стиля, а не о внешней форме.

Для тунби-танлан-цюань характерны собранные живые перемещения, часто используются заходы сбоку, что активно применяется в технике цисин-танлан и мэйхуа-танлан-цюань. Как особенность можно выделить «цяо бу» — воробьиный шаг, при котором одна нога опускается на землю с притоптыванием, а другая наносит низкий удар носком — «гоу ти». Удары в основном наносятся ладонью, суставами полусжатого кулака и тычками двух пальцев.

В наставлениях говорится «первый путь» — богомол разрушает великий предел (тай цзи), второй путь — отсекания богомола разрушают удары богомола», то есть использовать агрессивную и жесткую атаку против мягкой изменчивости и использовать точные отсекающие защиты для пресечения атаки богомола.

Тунби-цюань всегда был технически связан со стилем пигуа-цюань, основанном на размашистых рубящих движениях.

Теория сквозного усилия «тун цзинь» оказала заметное влияние на танлан-цюань в целом, позволив значительно смягчить жесткую манеру старых стилей. Особенно заметно это влияние в современных соревновательных таолу.

Лю хэ танлан цюань

Лю-Хэ-Танлан-Цюань. Кулак богомола шести соединений.

Этот стиль является самым известным представителем направления «жоу-танлан» — мягкого направления в танлан-цюань. Другое его название «ма-хоу-танлан-цюань», кулак лошади, обезьяны и богомола. По легенде считается, что стиль создан шаньдунцем Вэй Санем по прозвищу «Утиная ладонь», от которого ведется генеалогия мастеров стиля. Линь Ши Чунь, первый ученик Вэя, изучал стиль лю-хэ-цюань — кулак шести соединений или шести координаций, теорию которого впоследствии использовал для кодификации своего стиля танлан-цюань.

Термин «лю хэ» — «шесть соединений», это три внешних соединения — кисть и ступня, локоть и колено, плечо и бедро и три внутренних соединения — сердце и мысль, мысль и энергия ци, ци и сила. Именно естесственность и гармоничность этих соединений обуславливает эффективность техники.

«Изменение в мысли приводит к изменению в теле, мысль управляет — тело за мыслью, мысль не прерывается, ци не прерывается, жесткое, мягкое, явное, скрытое и скользящее, которое эти усилия связывает. В одном движении руки содержится пять усилий, которые проявляются в зависимости от ситуации: гоу-цзинь — усилие зацепа крюком, кань-цзинь — усилие резки, туй-цзинь — усилие толкания, я-цзинь — усилие прижимания, те-цзинь — усилие приклеивания. К сильной руке надо приклеиться кистью и плавно оттолкнуть, быструю руку зацепить крюком и добавить режущее воздействие кистью.

В теории стиля различают около двадцати видов усилий — цзинь, только усилий «наматывания шелковой нити» представлено 6 видов. Практически, вращение любого сустава соотносится чань-сы-цхинь — усилием наматывания шелковой нити. Кроме этого следует упомянуть фан сао цзинь — усилие сметающего ветра, проявляемое в различных круговых движениях рук в атаке и защите.

Базовая техника отрабатывается в стойке мабу, но в бою такая стойка считается неуместной из-за ее относительной малоподвижности и уязвимости. Стойки типа гунбу и мабу считаются стойками одного приема, стойками прочными, но прерывающими внутреннее усилие и не позволяющими применять непрерывную связь приемов и перемещений.

Удары руками стараются наносить по кратчайшим, но не обязательно прямым траекториям, что особенно заметно, когда защита и контрудар производятся одной и той же рукой. Часто используется выдвинутый сустав среднего пальца. Точечные удары кулаком в такой позиции называют чжуй-цзы-чуй — удар шила или тун-гу-чуй — удар, проникающий в кости. О технике говорят — «рука догоняет руку», кулаки бьют коротко, без замаха. Если одна рука наносит удар, другая рука уже у подмышки, откуда бьет быстро и скрытно. Такая маскировка подготовки к атаке называется «цветок, спрятанный среди опавшей листвы».

Большое внимание уделяется атакам в глаза и голову, говорят: «если бьешь змею — бей сразу в голову». Отсюда и требование надежной защиты головы: «руки не отходят от лица, не отдаляются от висков».

Тремя высшими методами лю-хэ-танлан-цюань считаются запечатывание — фэнь, представленное короткими экономными защитами, связывание — кунь, представляющее различные способы переплетения рук противника и просачивание — лоу, реализуемое в виде комбинаций кулачных ударов, огибающих защиту противника.

 

 

(По материалам книги «Стиль Богомола Тан Лан Цюань»)


Recommended Posts