Основатель стиля некто Ван Лан, выходец из провинции Шаньдун, места на северо-востоке Китая. Легенды говорят. что Ван Лан, будучи любителем воинских искусств, изучал ушу в буддийском монастыре Шаолинь и даосском монастыре Тайцин — Высшей чистоты, расположенном в Шаньдуне.


По легенде мальчик Ван Лан с детства увлекался боевыми искусствами. Однажды он претерпел серьезное поражение от одного из монахов монастыря Шаолинь, это очень уязвило. Ван Лан отправился в странствия изучать самые разные стили ушу. В ходе странствий он случайно увидел как богомол ловит цикаду, и тогда у него появилась идея о создании нового стиля. Так появился стиль танланцюань. Создав свой собственный стиль у-шу Ван Лан вернулся в монастырь Суншань Шаолинь, там он не нашел своего давнего врага. На тот момент никто из монахов монастыря не смог одолеть Ван Лана. Позднее Ван Лан, обосновавшись в Шаньдуне, передал танлан цюань даосам с гор Лаошань. От их учеников — даоса Шэньсяо и Ли Саньцзяна он непрерывно передавался до наших дней.

Физически он был достаточно слабым человеком, поэтому он создал стиль, исходя из того, что ему придется обороняться от гораздо более сильных противников.

Стиль богомола, развивавшись в народной среде, постоянно изменялся под влиянием нововведений различных мастеров и различных стилей ушу. Это породило большое разнообразие направлений танлан-цюань, которые, имея общий корень, зачастую заметно отличаются друг от друга. Это могут быть различия в технике, в манере использования силы.

Самым старым стилем считается цисин-танлан-цюань — богомол семи звезд, также называемый лохань-танлан — богомол архат. В наиболее старых комплексах явно заметно превалирование стандартной шаолиньской техники и относительно малое количество имитирующих богомола движений.

Цисин-танлан-цюань считается исходным для стилей, относящихся к направлению ин-танлан — жесткий богомол, из которых наиболее известны мэйхуа-танлан-цюань — богомол сливового цветка, и мимэнь-танлан-цюань — богомол тайных врат. Направление жоу-танлан — мягкий богомол представлен стилем лю-хэ-танлан-цюань — шесть соединений кулака богомола.
Существует много довольно известных, но не очень распрастраненных стилей. Это такие стили как гуань-бань-танлан-цюань — кулак богомола блестящей доски, где ладонь с поджатыми пальцами, согнутыми в первых двух суставах, сравнивают с отполированной до блеска доской или лакированной черепичной плиткой.
Тань-туй-танлан-цюань — упругие ноги богомола, возникший из синтеза танлан-цюань и стиля тань-туй — упругие ноги.
Юй-хуань-танлан-цюань — кулак богомола нефритового кольца, названный так из-за превалирования в технике стиля перемещений в стойке юй хуань бу — шаг нефритового кольца, и образной привязки техники рук к образу нефритового кольца.

Юань-ян-танлан-цюань — кулак богомола мандариновых уток. Юань ян, утка и селезень, символизируют неразлучную пару как силы инь и ян, и этот образ часто используется, чтобы подчеркнуть неразрывность действий стиля и симметричную отработку техники.
Южный стиль чжоу-цзя-танлан-цюань — кулак богомола семьи Чжоу упоминается в основном в справочной литературе по ушу, но широкой публике он никогда не представлялся.

(По материалам книги «Стиль Богомола. Тан Лан Цюань»)

Форма Танлан-цюань в исполнении Шаолиньского монаха

 

 


Recommended Posts