От
Категория Кунг-Фу (Ушу), Чан-цюань

Чжа-цюань является одним из четырех классических стилей категории «чан-цюань». Это слово в данном случае означает, что бой в этих стилях предпочитают вести на максимально длинной дистанции, что и определяет особенности техники. Когда создавали спортивное ушу, то треть приемов синтетического стиля чан-цюань составили приемы чжа-цюань. Приемы в чжа-цюань довольно простые по сравнению с другими стилями, поэтому их много. Атаки проводятся в основном по прямой, соединяющей бойца с противником. Большое внимание уделяется отработке техники действий ногами. Основной техникой ног является удар «таньтуй» («удар ногой подобный распрямлению лука»), наносящийся снизу вверх тыльной стороной натянутой стопы с помощью хлесткого распрямления ноги.

ChaНачинают изучение чжа-цюань с комплекса упражнений, которые так и называются — «Таньтуй». Исходно их было 28, и они соответствовали двадцати восьми буквам арабского алфавита. Однако впоследствии стали изучать лишь первые десять. А из оставшихся восемнадцати были сформированы два отдельных комплекса, именуемые «туй-цюань» («кулак ног»). Хотя комплекс «таньтуй» и предназначен для тренировки ног, но большое внимание уделяется также их координированию с руками, а требования к движениям очень строги. Существуют рифмованные правила о десяти упражнениях «таньтуй», которые часто цитируются в литературе по ушу.

Их последние строчки гласят:

Обычный человек
не может предугадать приемов,
много бей ногами и много тренируйся —
и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них
глубокий сверхчеловеческий смысл,
развязав трудный узел
получить удивительное мастерство.

В чжа-цюань десять основных комплексов (лу). К первым двум есть еще по вспомагательному комплексу, что позволяет исполнять их в паре, разыгрывая целый поединок. Все движения каждого комплекса имеют свои названия, к ним есть свои рифмованные правила. Из оружия в чжа-цюань используют меч-дао, меч-цзянь, копье и шест.

О характере движений в правилах чжа-цюань говорится: если движение — то нет такого что бы не двигалось, в покое — нет такого что бы не покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр — но без спешки, абсолютно свободен, покой — без разрывов, хоть в покое — но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино, дух и форма подготавливаются параллельно. Движение — в четырех конечностях, ключ — в пояснице, сила рождается в пятках, достигает источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы, возвращаешь руки словно обжегся, выброс силы подобен взрыву бамбука, сам настолько прочен, что проломить невозможно.

Десять цепочек «лу», это:

1. Мать и сын.
2. Ход рук.
3. Летящая нога.
4. Мир и благоденствие.
5. Закрыть восток.
6. Устроить засаду.
7. Цветок сливы.
8. Цепь.
9. Дракон машет хвостом.
10. Нанизывающий кулак.

В каждой цепочке содержится от тридцати до шестидесяти элементов, они могут быть как одиночные, так и парные. Движения в чжа-цюань равномерные, развиваются от простого к сложному, стойки прямые, движения изящные и аккуратные. Такие технические действия, как перебежки, прыжки, наскоки, молниеносные перемещения, переходы на разные уровни, побуждают многих любить этот стиль.

(«Китайский кулак»)


Recommended Posts